Контрасты в условиях жизни Есенина и Блока. Фото предоставлено пресс-службой музея.
тестовый баннер под заглавное изображение
В Есенин-центре открылась выставка «Такие мы с вами разные», которая рассказывает об истории отношений Александра Блока и Сергея Есенина. Поводов для рассказа о двух поэтических дарований было несколько: во-первых, в этом году 130 лет со дня рождения Есенина, 145 — Блоку, а еще 110 лет со дня их первой встречи: дата доподлинно известна. Да и здесь, в Музее Есенина на переулке Чернышевского, любят раскрывать поэта через призму других личностей — недавно рассказывали о его дружбе со скульптором Сергеем Коненковым. На этот раз «лакмусовой бумажкой» стал Александр Блок.
9 марта 1915 года состоялась первая встреча мэтра с начинающим литератором. Когда Есенин выяснил адрес Блока, то тут же помчался на место, но хозяина дома не застал. Дерзко и смело он оставил записку, где оповестил, что вернется в 4 часа. Этот документ чудесным образом сохранился и его оригинал представлен среди экспонатов! Мог ли Блок тогда представить, что спустя много лет сие документальное свидетельство будет представлять ценность для потомков? Наверно, мог. Иначе бы не сохранил.
Со второй попытки встреча состоялась, после чего Блок записал у себя в дневнике: «…крестьянин рязанской губернии, 19 лет, стихи свежие, чистые, голосистые, многословные, приходил ко мне 9 марта». В подарок начинающему поэту досталось собрание сочинение Блока с дарственной надписью.
Знакомство дало старт карьере Есенина — его стихи стали активно публиковаться в журналах. Слава не заставила себя долго ждать и Сережа превратился в Сергея Александровича, стал вхож в литературные круги — и это удивительно, ведь они действительно «такие разные», как верно подметил Блок.
Вторая часть экспозиции посвящена «разности» поэтов. Они словно из параллельных миров — об этом красочно рассказывают представленные здесь топорик для мяса (отец Есенина был приказчиком в мясной лавке) и типичные наряды интеллигенции начала прошлого столетия. Контраст наводит на вопрос: да как же они вообще нашли общий язык?
Фрагмент экспозиции. Фото предоставлено пресс-службой музея.
Есенин из крестьянской семьи, воспитывался бабушкой и дедушкой по материнской линии — родители были на заработках, причем разлуку с ними Сережа переживал болезненно, даже считал себя сиротой. Но бабушка и дедушка старались компенсировать ему недостающую любовь родителей, старались дать внуку знания и культуру, читали с ним Библию, рассказывали ему крестьянские сказки, да и в целом поощряли его стремления к образованию, которое в селе Константиново получить было не так-то просто (хотя доступ в местную библиотеку Есенину был открыт — ему было разрешено брать все книги). Но поэтические искания будущей литературной звезды семья не поддерживала. Поэтом он стал скорее вопреки всем обстоятельствам и благодаря собственному упорству, настойчивости и дерзости.
У Блока история другая — он вырос в благородных кругах. Отец — дворянин, мать — дочь ректора Санкт-Петербургского университета. Окружение благоволило и поощряло занятия литературой. Хотя изначально Блок мечтал о карьере актера императорских театров, что тоже нашло отражение в его литературном творчестве. Наглядно увидев огромную разницу жизненных путей поэтов, вопрос о том, как же они сошлись и смогли пронести дружбу вплоть до смерти Блока, все еще остается открытым. Но эту интригу здесь раскроют.
Младосимволист Блок, казалось бы, должен быть далек от крестьянской поэзии. Но Есенин не только «вошел в ту дверь», но и сделал это очень вовремя, как раз в тот период, когда Блок увлекался крестьянской тематикой.
На экспозиции рассказывают и показывают, как складывались отношения поэтов, как Блок помогал Есенину по жизни — вклад его был огромный! Немало сравнений и параллелей мы можем обнаружить между поэтами, но самое любопытное — это отношение поэтов к революции. Блок принимал ее как стихию, которая разрушит старый мир ради построения нового. А Есенина, конечно, волновал крестьянский вопрос и возможность построения мужицкого рая на земле. Есенин говорил Блоку о том, что революция должна снять «щиты» между людьми. «Я не чувствую щита между нами» — намекает Есенин своему наставнику на их разность в происхождении, но тут же говоря о невероятной близости. Такой, которая уже давно сломала все преграды.
Этой встрече было суждено состояться, несмотря на их контрасты, которые на экспозиции представлены обильно — разность их жилищных условий, окружения, доступности образования. Может, действительно, есть на свете провидение, которое тогда, 110 лет назад, подсказало юному Сереже заглянуть в книжную лавку…