Главная / Business / Новак поручил разработать антикризисную программу для угольной отрасли

Новак поручил разработать антикризисную программу для угольной отрасли

Новак поручил разработать антикризисную программу для угольной отрасли Какие проблемы она должна решить Правительство намерено разработать комплекс мер для поддержки угольной отрасли в условиях кризиса. На «особом контроле» ситуация с остановившимися шахтами, а управлением банкротствами угольщиков предложили руководить ВЭБ.РФ

Фото: Максим Шипенков / EPA / ТАСС

Вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам подготовить меры поддержки предприятий угольной промышленности в условиях кризиса отрасли. Это следует из протокола заседания в правительстве, которое состоялось 27 декабря 2024 года (документ есть в распоряжении РБК, подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием).

В числе поручений вице-премьера — разработка «антикризисной программы» развития угольной промышленности с учетом «сложившейся ситуации в отрасли». Заняться ее формированием должны Минэнерго, Минэкономразвития, Минтранс, Минприроды, Минфин и Ростехнадзор с участием глав угледобывающих регионов (в числе присутствующих на совещании в конце декабря были представители Кузбасса, Якутии, Бурятии, Хакасии, Тувы, Иркутской и Новосибирской областей) в срок до 31 января 2025 года.

В пресс-службах Минэкономразвития и Минэнерго подтвердили работу по поручениям вице-премьера. В Минфине и Минприроды добавили, что окончательное решение о «наполнении» антикризисной программы будет приниматься на площадке правительства.

Минэнерго также поручено обеспечить мониторинг финансово-экономического состояния организаций угольной отрасли «в соответствии с установленными критериями».

Что происходит в угольной отрасли

В 2024 году угольная отрасль оставалась в затруднительном положении — экспорт твердого топлива, по оценке аналитиков, был глубоко убыточен, во многом в силу роста логистических издержек на всех направлениях поставок. Цена транспортировки в цене угля на FOB Восточный достигала порядка 83%, на FOB Балтика и FOB Тамань — 79 и 80% соответственно. Другим фактором давления выступили экспортные пошлины (вводились правительством с целью защиты внутреннего рынка с октября 2023 года до конца 2024-го, ставка зависела от курса рубля к доллару), действие которых в отношении энергетического угля и антрацита власти отменяли, неоднократно продлевая мораторий, и возобновляли вновь в течение года. Временный отказ от пошлин объяснялся неблагоприятной конъюнктурой рынка и ситуацией в отрасли. При этом пошлины на коксующийся уголь сохранялись. С 1 января 2025 года энергетический и коксующийся уголь, а также антрацит высвобождены из-под их действия.

До 10 февраля и далее ежемесячно ведомства — Минэнерго, Минтруд, Минэкономразвития, Минфин совместно с правительством Кемеровской области — также должны взять на «особый контроль» ситуацию на приостановивших работу угледобывающих предприятиях, обеспечив защиту прав их работников.

Речь идет о разрезах «СДС-Угля» («Первомайский» и «Первомайский-3» под управлением ООО «Шахтоуправление Майское», занимается добычей коксующегося и бурого угля), шахте «Ольжерасская-Новая» филиала ПАО «Южный Кузбасс» (по заверению самой компании, является основным производителем угля марки К в регионе; приостановила работу в ноябре на полгода из-за сокращения рынков сбыта), АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (добывает и перерабатывает каменный уголь), ООО «УК «Анжерская-Южная» (занимается добычей коксующегося угля; в декабре власти Кузбасса сообщали о сокращении 100 сотрудников предприятия из-за спада инвестиций, угледобыча при этом должна была продолжиться), ООО «Шахта «Инская» (занимается добычей коксующегося и бурого угля; осенью 2024 года стало известно о долге сотрудникам предприятия со стороны владельца Дениса Немыкина в размере более 65 млн руб., в январе компания проходит процедуру банкротства). Некоторые из этих объектов, например шахта «Ольжерасская-Новая», находятся в контуре «Мечела»; в числе акционеров «Анжерской-Южной», по данным СПАРК, бизнесмены Искандер Махмудов и Андрей Бокарев.

Как сообщили РБК в пресс-службе Минтруда, вопросы, связанные с сотрудниками указанных предприятий, взяты на особый контроль инспекциями Роструда и центрами занятости.

Отдельно Новак поручил Минэкономразвития, Минэнерго, Минтрансу и ФНС с участием ВЭБ.РФ проработать предложения по установлению особенностей банкротства угольных компаний, предусмотрев в том числе выполнение полномочий управляющего этой процедурой, которым может быть госкорпорация. В пресс-службе ВЭБ.РФ, в свою очередь, отметили, что поручение прорабатывается «в диалоге с заинтересованными ведомствами».

РБК обратился за комментарием в секретариат Новака, пресс-службы Минтранса, РЖД, Ростехнадзора и ФНС, а также приостановивших работу угольных предприятий, правительства Кемеровской области и других угледобывающих регионов.

Какая поддержка нужна отрасли

Антикризисные меры, которые могли бы поддержать угольную отрасль в сложившихся рыночных обстоятельствах, предполагают предоставление скидок (понижающего коэффициента к Прейскуранту 10-01 — ключевому тарифному документу РЖД. — РБК) грузоотправителям при поставках угля по железной дороге в адрес портов, прежде всего Юга, рассуждает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал».

«Другого решения просто нет, потому что экспортные цены угля в начале января еще снизились (по данным Центра ценовых индексов, по состоянию на 10 января 2025 года в зависимости от марки и направления отгрузки стоимость энергетического угля составляла $60–87 за тонну, коксующегося — $118–121 за тонну)», — говорит эксперт. В восточном направлении сейчас с наименьшими негативными эффектами для рентабельности может транспортироваться только уголь низковостребованного сорта (размеры К, О и П от 25 до 50+ мм). На фоне теплой зимы склады покупателей в Китае переполнены, что снижает спрос на российское топливо. Кроме того, пропускная способность Восточного полигона задействована на уровне, близком к 100%, добавляет Александр Котов, руководитель направления консалтинга NEFT Research.

По мнению Худалова, для северо-западного направления потребуются более существенные, чем для Юга, преференции в силу низких цен на продукцию на базисе FOB. «По Югу технически, если обеспечить 25-процентную скидку к тарифу РЖД, большинство грузов сможет проехать. Поэтому здесь как раз таки есть решение, которое позволит в моменте поддержать экспорт. По Северо-Западу я такого решения не вижу», — пессимистично отметил он.

Аналитики NEFT Research, в свою очередь, полагают, что комплекс «оперативных мер» по развитию провозных мощностей, направленных на увеличение эффективности логистики и снижение доли затрат на нее за счет роста объемов отгрузок и увеличения конкуренции среди стивидоров, необходим как для Юга, так и для Северо-Запада. Для решения проблемы перегруженности восточного и, напротив, недозагруженности южного и северо-западного направлений необходимы «экономические, а не распределительные меры», говорит Котов, подчеркивая, что для выхода экспорта российского угля по меньшей мере на безубыточность требуется господдержка. Более того, она «критична», в том числе для поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). «Учитывая изменения мировых торговых потоков в последние годы, ключевой фактор развития российского угольного экспорта — экономика поставок в АТР в целом и в индийском направлении в частности. Порты Юга, где себестоимость перевалки на 200–300 руб. за тонну ниже, чем на Востоке и Северо-Западе, наиболее перспективны для обеспечения индийского спроса. При этом и для Юга, и для остальных направлений экономика остается отрицательной», — пояснил Котов.

По оценке NEFT Research, сейчас убыточность поставок твердого топлива на внешние рынки колеблется в пределах 4,5 тыс. руб. с тонны в зависимости от марки и направления. Эту ситуацию корректирует отмена экспортной пошлины, улучшая экономику зарубежных поставок на 340–650 руб. на тонну. Поспособствовать росту рентабельности на 240–720 руб. смогли бы возврат понижающих коэффициентов и дополнительная скидка к тарифу РЖД.

Вопросом выработки «необходимых условий» по обеспечению вывоза угля в порты Северо-Запада и Юга займутся Минэнерго совместно с РЖД, угледобывающими и стивидорными компаниями, Союзом операторов железнодорожного транспорта и самими операторами — для этого Новак поручил провести соответствующее совещание.

Минприроды и Минэнерго поручено также сформировать предложения по ограничению выдачи новых лицензий на разработку месторождений энергетического угля в регионах, отдаленных от рынков сбыта, в том числе, уточняется в документе, в Новосибирской и Кемеровской областях, Хакасии и Красноярском крае. Выдачи таких лицензий должны осуществляться только по решению подкомиссии, считают в правительстве.

Читайте РБК в Telegram.

Источник

Оставить комментарий