Главная / Business / Ставки фрахта на экспорт угля снизились до минимума за полгода

Ставки фрахта на экспорт угля снизились до минимума за полгода

Ставки фрахта на экспорт угля снизились до минимума за полгода Ставки морского фрахта угля из портов России в Индию, Китай и Южную Корею снизились в начале года в диапазоне от 2 до 30% из-за падения спроса. Эксперты ожидают ценовой отскок не раньше конца февраля

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Ставки фрахта на морские перевозки угля из российских портов в Индию, Китай и Южную Корею в начале года снизились от 2 до 30% по сравнению с декабрем 2024 года, в зависимости от порта перевалки, маршрута и типа судна, следует из данных Центра ценовых индексов (ЦЦИ).

По данным на 17 января, цена перевозки тонны угля судами класса Handysize (перевозят до 40 тыс. т) из порта Восточный в Находке Приморского края в северную часть Китая снизилась на 18%, до $9 за тонну, или $360 тыс. за рейс. Просели и ставки фрахта угля в Индию: на 10% в западную часть страны (до $27 за тонну, стоимость рейса — $1,080 млн) и на 11% — в восточную (до $24 за тонну, стоимость рейса — около $960 тыс.). Наибольшее падение цен — на 30% — зафиксировано на перевозку угля из Восточного в Южную Корею, цены просели до $7 за тонну, или $280 тыс. за рейс.

По данным ЦЦИ, в июле 2024 года ставки фрахта на перевозку угля судами Handysize из Восточного в Китай составляли $13 за тонну, в Южную Корею — $12 за тонну. Таким образом, с середины прошлого года цены просели на 30,8% при перевозках в Китай и на 41,7% — в Южную Корею.

Для экспорта угля из этого же порта судами Panamax (80 тыс. т) цены снизились на 11% (до $8 за тонну) для поставок в северную часть Китая, на 12% ($15 за тонну) в западную Индию и на 13% (до $14 за тонну) — в восточную Индию.

Цены на перевозки из портов в западной части России также снизились по сравнению с концом 2024 года. Поставка угля судами Handysize из порта ОТЭКО в Тамани подешевела на 5% (до $36 за тонну) на рейсах в западную Индию и на 6% (до $44 за тонну) — в северную часть Китая. Для доставки угля судами Panamax ставки фрахта в западную Индию снизились на 4% (до $27 за тонну), в Китай — на 6% (до $34 за тонну).

Для угля, отгружаемого в Усть-Луге на суда Panamax, ставки снизились на 8% для перевозок в западную Индию (до $33 за тонну), на 5% — в восточную Индию (до $36 за тонну) и на 2% — в северную часть Китая (до $41 за тонну).

Почему дешевеет фрахт

Роман Соколов, директор ЦЦИ, объясняет снижение ставок сокращением экспорта российского угля. Поставки на внешние рынки падают как из-за невыгодной рыночной конъюнктуры, в первую очередь цен на доставку и перевалку угля в российских портах, так и из-за снижения закупок Индией и Китаем. «Китай завершил 2024 год с солидными запасами угля: по данным главного таможенного управления КНР, в 2024 году импорт твердого топлива в страну достиг рекордных 543 млн тонн (+14,4% к 2023-му). Индия, в свою очередь, импорт в 2024 году снизила на 2,7%, до 266 млн т. Но поставила рекорд по внутренней добыче угля, что снизило ее зависимость от импорта», — объясняет аналитик.

Он добавил, что ставки фрахта падают не только для перевозок твердого топлива из России, но и для его экспорта из расположенных ближе к основным рынкам сбыта Австралии и Индонезии. Так, цены на перевозку угля в Индию из Австралии снизились на 5%, из Индонезии — на 9%.

РБК направил запросы представителям СУЭК, «Кузбассразрезугля», «Сибантрацита», Распадской угольной компании, «Русского угля», «Мечела», «Талтэка» и «СДС-Угля», а также в пресс-службы Восточного порта и ОТЭКО.

Что происходит в угольной отрасли

В 2024 году угольная отрасль оставалась в затруднительном положении — экспорт твердого топлива, по оценке аналитиков, был глубоко убыточен, во многом в силу роста логистических издержек на всех направлениях поставок. Цена транспортировки в цене угля на FOB Восточный достигала порядка 83%, на FOB Балтика и FOB Тамань — 79 и 80% соответственно. Другим фактором давления выступили экспортные пошлины (вводились правительством для защиты внутреннего рынка с октября 2023 года до конца 2024-го, ставка зависела от курса рубля к доллару), действие которых в отношении энергетического угля и антрацита власти отменяли, неоднократно продлевая мораторий, и возобновляли вновь в течение года. Временный отказ от пошлин объяснялся неблагоприятной конъюнктурой рынка и ситуацией в отрасли. При этом пошлины на коксующийся уголь сохранялись. С 1 января 2025 года энергетический и коксующийся уголь, а также антрацит высвобождены из-под их действия. В конце прошлого года вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам проработать меры поддержки угольной отрасли.

В ЦЦИ считают, что в ближайшее время ставки фрахта не вырастут из-за больших запасов угля и новогодних праздников в Китае (продлятся с 29 января до 12 февраля). Но они же, тем не менее, могут послужить фактором краткосрочного роста из-за увеличения спроса в преддверии длительных выходных, когда трейдеры стремятся закрыть сделки, а импортеры — завезти продукцию.

В Минэнерго сообщили, что ведомство ожидает в 2025 году как минимум сохранения поставок угля ключевым покупателям. Их перечень остается прежним — это компании из дружественных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. РБК направил запросы представителям СУЭК, «Кузбассразрезугля», «Сибантрацита», Распадской угольной компании, «Русского угля», «Мечела», «Талтэка» и «СДС-Угля», а также в пресс-службы Восточного порта и ОТЭКО.

Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс», подтверждает, что на фоне снижения закупок угля китайскими компаниями на рынке наблюдается переизбыток сухогрузов. «Это в небольшой степени, но сказывается на ставках перевозок из России», — говорит эксперт. Он считает, что цены продержатся на низком уровне до конца февраля, пока не начнут заканчиваться сформированные в прошлом году запасы. По мнению аналитика, ценовой отскок будет небольшим — не более $10 за тонну. Худалов отметил, что стоимость фрахта занимает около 9–10% от общей себестоимости добычи и поставки угля из портов Дальнего Востока в Китай и около 22–24% от себестоимости поставок твердого топлива из России в Индию.

Александр Котов, партнер по консалтингу NEFT Research, отмечает, что азиатские энергетические компании не проявляют высокого интереса к спотовым сделкам по поставкам угля из-за мягкой зимы и стабильно высоких запасов на складах. Падение морского импорта коксующегося угля в Китай, в свою очередь, обусловлено снижением спроса на сталь и падением ее производства.

Собеседник РБК ожидает сохранения низкого уровня спроса и ставок фрахта на транспортировку угля в среднесрочном периоде из-за замедления китайской экономики. При этом экстремальные погодные явления, как аномальная жара или засуха, могут способствовать оживлению спроса и росту угольных цен на коротком временном отрезке. Российские поставщики, в свою очередь, продолжат проводить гибкую ценовую политику, предоставляя покупателям скидки в условиях санкционного давления, считает аналитик. «Уголь, реализуемый в портах Дальнего Востока, продолжит дешеветь на фоне слабеющего спроса в Китае. Угольные индексы в юго-западных портах будут зависеть от объемов потребления твердого топлива в Индии и странах Ближнего Востока, а также от стоимости фрахта», — говорит он.

Читайте РБК в Telegram.

Источник

Оставить комментарий