Сам по себе сюжет фильма никак не назовешь слишком выигрышным. Зрителям показывают историю про героя Великой Отечественной, ставшего инвалидом и после этого отправившегося к себе в родную деревню, чтобы спасти от разорения тамошний колхоз. Однако, благодаря таланту актеров и создателей картины, эта история «про войну после войны» производит очень сильное впечатление.
У главного персонажа существовал реальный прототип. Своего Егора Трубникова сценарист и прозаик Юрий Нагибин списал с Героя Советского Союза командира партизанского отряда Кирилла Орловского. Зимой 1943-го он, возглавив группу бойцов, совершил в немецком тылу очень громкую диверсию. «Лесные мстители» напали на конвой самого белорусского гауляйтера В. Кубе, уничтожив двух высокопоставленных эсесовцев, а также несколько десятков вражеских офицеров и солдат. Наши при этом не понесли потерь. Единственным раненым оказался сам Орловский, ему пришлось ампутировать руку. Став инвалидом, бывший партизанский командир попросил направить его на родную Могилевщину — председателем в умирающий, разоренный войной колхоз. Благодаря «мирным» послевоенным подвигам Орловского это хозяйство возродилось, стало потом одним из самых развитых и богатых в стране.
Матерный дебют
На центральную мужскую роль первоначально планировали пригласить одного из самых востребованных в ту пору советских киноактеров – Евгения Урбанского. Но потом стало понятно, что нужен не столь героически-плакатный образ. Сочетание мужественности, решительности, самоотверженности с некоторой невзрачностью «заземленного мужика» было найдено, когда появилась кандидатура Михаила Ульянова.
Этот актер к тому времени уже сыграл роли в нескольких фильмах, ставших популярными – «Добровольцы», «Простая история». Однако именно то, как Ульянов смог показать на экране Егора Трубникова, окончательно раскрыло глубину его таланта.
Позднее Михаил Александрович вспоминал, что ему было очень не легко перевоплотиться в того Трубникова, которого увидели потом зрители. «Я получил совершенно потрясающую роль… Как поднять такую глыбину? Как сыграть этого не укладывающегося ни в какие рамки человека?..»
Столь непростая актерская работа в «Председателе» имела для Ульянова а числе прочих одно последствие, которое дало длинный «шлейф» в его дальнейшей кинематографической карьере. Судя по сохранившимся воспоминаниям, легендарный «маршал Победы» Георгий Константинович Жуков был столь впечатлен силой образа, созданного для своего экранного героя Михаилом Ульяновым, что высказал пожелание, чтобы в грандиозной киноэпопее «Освобождение» роль его, Жукова исполнил артист Ульянов – «тот, который председателя сыграл». Великого полководца не смущала даже внешняя непохожесть, главное, что полностью совпали характеры – настоящий жУковский и экранный ульяновский. С тех пор на протяжении долгих лет в фильмах про Великую Отечественную военачальника Георгия Жукова играл именно Михаил Ульянов.
Но возвратимся к «Председателю». Интересно, что очень важную помощь в работе над образом своего героя М. Ульянову оказала статься, посвященная партизанскому командиру Кириллу Орловскому, вышедшая как раз в то время в одном из журналов. Прочитав ее Михаил Александрович окончательно «подобрал ключ» к характеру Трубникова: это человек, хоть и инвалид, но с огромной внутренней энергией, способный, словно ураган, сметать все препятствия на пути к тому, что считает правильным и необходимым.
Чтобы более полно и убедительно показать такую «ураганность», Ульянов – согласовав, конечно, с режиссером, — «позволил» своему экранному персонажу публично использовать ненормативную лексику. Подобное случилось в советском кино впервые! Нет, никаких «ядреных» слов не звучит. Но в одной из самых насыщенных энергетикой сцен председатель колхоза Трубников, дойдя до крайней степени запала в разговоре с жителями деревни, восклицает: «Бабы, закройте уши!», после этого зрителям тоже «закрывают уши» — звук пропадает. Мы только видим самого Егора крупным планом – разгоряченного, возмущенного, и видим его артикуляцию, по которой можно догадаться, какие непечатные обороты речи использует председатель, чтобы достучаться до своих подчиненных.
Товарищ Саахов из Госбезопасности
В «Председателе» сыграли еще несколько тогдашних и будущих «звезд экрана».
Одну из главных женских ролей исполнила великолепная Нонна Мордюкова, ее мужем в фильме стал неповторимый Иван Лапиков.
А вот Владимир Этуш в этой картине, относящейся к его периоду работы «до Гайдая», предстал перед зрителями в образе диаметрально отличающемся от анекдотически колоритных Саахова и Шпака. Хотя и в «Председателе» обыграли его внешнее сходство с кавказцем: Этуш очень убедительно сыграл полковника МГБ явно из числа представителей народов Закавказья (фильм снимался на волне хрущевской кампании против «культа личности», так что показывать в кино жестких, беспощадных руководителей Госбезопасности – а-ля Берия, Кобулов или Гоглидзе, было распространенным приемом).
В этой ленте сыграл свою первую заметную роль в кино недавний выпускник Щукинского училища будущий популярный наш артист Михаил Кокшенов. Он перевоплотился в своего тезку – сына деревенского кузнеца Мишу Костырева. Режиссер даже дал молодому актеру возможность отметиться ярким юмористическим «мазком». В одной из сцен парень, отвечая на вопрос председателя Трубникова «Куда хочешь поступать?» отвечает, явно перепутав слова: «Э-э… в порнографический» (имея, конечно, в ввиду полиграфический институт).
Водка для буренки
Желание создателей фильма впечатлить зрителя неприкрашенной суровой правдой первых послевоенных лет привело не только к появлению на экране матерящегося председателя. Ради пущей убедительности снимаемых кадров режиссер Алексей Салтыков решил прибегнуть к еще одному необычному приему.
Возникла проблема, когда авторы картины захотели показать крайнюю истощенность коров на колхозной ферме. Ведь в те отчаянно-скудные времена, о которых рассказывает картина, с кормами в деревнях было очень плохо. Сплошь и рядом буренки от хронического недоедания так ослабевали, что даже не могли стоять на ногах.
Вот эту запредельную истощенность животных и требовалось теперь продемонстрировать на экране. А как? Морить голодом вполне благополучных коров, чтобы довести их до соответствующей кондиции? Долгий и весьма жестокий процесс. Тогда появилась идея сымитировать ситуацию. Рогатых «актрис» угостили изрядной порцией водки.
Внешний результат получился именно такой, какой требовался. Пьяненькие буренки стали шататься, некоторые, не в силах удержать равновесие, заваливались на бок прямо у себя в стойлах. Теперь оставалось лишь снять как деревенские бабы и девчата (артистки, играющие эти роли) их пытаются поднять. Кадры получились очень убедительные.
Однако съемочный процесс (по понятным причинам делали только единственный дубль) едва не испортил один из парнокопытных исполнителей. Порция спиртного досталась среди прочих и молодому бычку, но на него зелье оказало несколько иное действие. Одурманенный градусом «парень» вместо того, чтобы шататься и падать, вдруг пришел в возбужденное состояние и стал не только прыгать-бегать, но даже наскакивал на некоторых коров с явно фривольными намерениями. Чтобы спасти насыщенную драматизмом сцену, раздухарившегося телка увели в другое помещение, а чтобы он там не наломал спьяну дров (даже в прямом смысле слова) присутствовавший на съемках ветеринар, который контролировал процесс спаивания буренок, чтобы слишком не перебрали, вынужден был сделать животному укол, предварительно наполнив шприц снотворным.
Под боком у Кремля
Натуру для съемок картины выбрали в Подмосковье – в Можайском районе. Между тем, если судить по географическим привязкам, которые озвучены в фильме, дело происходит гораздо ближе к «сердцу нашей родины». Деревня, где живут работники и работницы колхоза «Труд», возглавляемого председателем Егором Трубниковым, называется Коньково. А в одной из реплик экранных героев звучит упоминание про Бутовские пустоши. Подобные подсказки дали основание некоторым кино-следопытам сделать вывод, что события, показанные в кино, разворачиваются на территории современной Москвы. Ее частью стали впоследствии прежняя пригородная деревенька Коньково и другой сельский населенный пункт – Бутово.
Фильм «Председатель» был признан по результатам опроса редакции журнала «Советский экран» лучшим фильмом, а исполнитель главной роли Михаил Ульянов – лучшим актером 1965 года.