Главная / Culture / Легендарная «Мадмуазель Нитуш» Вахтанговского отмечает юбилей

Легендарная «Мадмуазель Нитуш» Вахтанговского отмечает юбилей

Фото Валерия Мясникова

Факты из истории легендарного спектакля

* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы — начали репетировать в 1943 году в Омске, где театр находился в эвакуации, а выпустили уже в Москве в 1944-ом. Режиссёр — худрук театра Рубен Симонов. 

Вторая версия появилась в 2004 году, постановку осуществил режиссёр и педагог театрального института им. Б. В. Щукина Владимир Иванов.

В первом составе вышли никому неизвестные артисты, вчерашние студенты — Нонна Гришаева (Дениса), Александр Олешко (Селестен, он же Флоридор), Мария Аронова (мать-начальница монастырского пансиона), Алексей Завьялов (лейтенант Шамплатро). Команду молодых укрепили опытными артистами — Владимиром Симоновым (брат близнец начальницы пансиона), Лидией Вележевой (опереточная примадонна Коринн), Павлом Любимцевым (директор театра).

Фото Валерия Мясникова

На каждом показе вместе с артистами-вахтанговцами участвуют 20 студентов-щукинцев – 12 юношей и 8 девушек. Они вводятся в спектакль на 2 курсе и играют год-полтора, после чего на их место заступает новый курс. Постановщик спектакля Владимир Иванов уверен, что такое знакомство с прославленной сценой для студентов – важная практика и мощная профессиональная прививка. 

* За 20 лет существования второй « «Мадемуазель Нитуш» сыграно 500 представлений в Москве и в 14 городах России. 

*Спектакль стал лауреатом театральной премии газеты «Московский комсомолец», а также премий «Чайка» и «Звезда Театрала».

*За 20 лет роль начальницы пансиона без замены играет только Мария Аронова – единственная, сыгравшая уже более 500 спектаклей.

Фото Валерия Мясникова

* Из двадцати шести музыкальных номеров режиссёр Иванов оставил меньше половины. Роль матери-начальницы увеличил, благодаря чему теперь она проходит через все три акта, хотя в первоисточнике появлялась на сцене лишь дважды — в первом и в последнем актах. Она и её брат-близнец превратят любовную историю Денизы и Селестена/Флоридора в каскад и феерию, что в свою очередь позволит изменить жанр оперетты на оперетту-буфф. 

Сюжет оперетты Флоримона Эрве у нас хорошо известен по музыкальному фильму Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки» (1976 г.) с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом, Людмилой Гурченко, Сергеем Захаровым, Ией Нинидзе, Ириной Губановаой. Скромный учитель в монастырском пансионе Селестен ведет двойную жизнь, сочиняет фривольные оперетки, и эту его тайну раскрывает воспитанница того же пансиона Дениза, сама  мечтающая  о театре. В коллизию театрально-монастырских страстей вовлечены примадонна Коринн (постоянно устраивает сцены Флоридору), начальница пансиона и ее брат-близнец полковник, красавец лейтенант Шамплатро (влюбился в Денису), директор театра, а также отважные  гвардейцы и благочестивые воспитанницы пансиона. 

Но дело не только в том, кто кого обманул и каким образом, кто кого полюбил, а кто потерпел поражение на любовном фронте, кто прославился, а кто звезданулся и проиграл. И даже не в том насколько слажено на сцене работает ансамбль. Секрет «Мадемуазель Нитуш» в импровизации, которая как воздух, как питательная среда делает эту забавную историю искрометной и радостной. 

Фото Валерия Мясникова

А что такое импровизация? В переводе с древнегреческого — это неожиданность. Именно неожиданности, которых никто не ждал, во многом делают спектакль неповторимым, создают особый его флёр. Вот только одно — уметь импровизировать на сцене умеют считанные единицы. Это вахтанговская школа, которой овладевают немногие.

В «Нитуш» тон по части импровизации изначально задавали два супер профессионала — Мария Аронова и Владимир Симонов. Если Аронова королева импровизации, то Владимир Симонов — король. Король утверждает, что все их импровизационные шалости шли от королевы. В, общем, ищите женщину.

Фото Валерия Мясникова

— Между нами не то что состязание, но сильные пикировки бывали. И не по принципу сказал-ответил, чтобы рассмешить публику, а целые сцены, — говорит мне Владимир Симонов. — . Причем, мы шли по тексту, но воздушные проёмы заполняли импровизацией. Что в пьесе написано, а что напридумывали — всё смешалось. Поэтому есть варианты спектакля театра Вахтангова, а есть наши с ней собственные 

Однажды в первом акте перед самым выходом на сцену Аронова обнаружила, что у неё сломались передние накладные зубы, то есть капа буквально надвое развалилась. Эти зубы — удивительная находка актрисы и художника-гримёра Ольги Калявиной, во многом решившая образ. Для острохарактерной актрисы, которая идёт от внешнего к внутреннему,  грим —  70 процентов успеха роли после работы с режиссером. И вот эти самые зубы перед выходом на сцену ломаются, чем не преминул воспользоваться брат-близнец:. «Что-что? Я не понял. Повтори», — попросил он. От такой просьбы  сестрица полковника впадает в ступор, но надо же выходить из положения.  

— Я держу разломившуюся капу языком и губами и повторяю свой текст, — вспоминает актриса. — Это, с одной стороны, мучительно, а с другой, сама еле сдерживаюсь, чтоб не засмеяться. В общем зубы добавили сцене больше комического эффекта.

Фото Валерия Мясникова

С этими зубами в «Нитуш» на сцене все время что-то происходило и происходит. Во втором акте героиня Ароновой врывается в театр и начинает петь. В самый эмоциональный момент ее арии, когда в голосе уже появляется дражемент, зубы у неё вообще чуть ли не выпали. И это на глазах у почтенной публики. Что делает Аронова? Она останавливается, держит паузу и сообщает залу: «Чуть зубы не выпали», после чего как ни в чем не бывало продолжила арию.  Публика зашлась от восторга, а  режиссёр тут же закрепил такую находку. 

Но для артистов на главных ролях — Флоридора и Денизы, которые ведут основную сюжетную линию — такое поведение партнеров ни что иное как  вызов. Им никак нельзя отставать от опытных товарищей. И  на одном из спектаклей Александр Олешко, то ещё шутник,  вместо сочинений своего героя неожиданно для всех вдруг запел шлягер из репертуара… Филиппа Киркорова. И когда Дениза с испугом в глазах наивно спросила учителя: «Разве это уже написано?» — «К сожалению, девочка моя, это будет написано», — с прискорбием сообщил он. Зал рухнул. А на просьбу Денизы дать ей «один маленький бокальчик шампанского», он, в связи с введением понятия возрастные ограничения добавил: «Вы же ещё девочка. 18+».

— Зрители «на ура» принимают нашу игру и с радостью на неё откликаются, — рассказывает мне Александр Олешко. Помню, что когда у меня появился телевизионный проект «Минута славы», то гвардейцы (а это студенты) тут же придумали репризу. После моей фразы: «Ну, хорошо, будем считать удачной эту мою маленькую попытку», студенты неожиданно для меня хором грянули «… эту мою маленькую минуту славы».

Фото Валерия Мясникова

Что и говорить, актёры ловко вплетают актуальность в старинный сюжет. Вот мать-начальница сидит читает газету. Вслух: «Денег нет (пауза), но вы держитесь». После этой фразы долго не могли продолжать спектакль — так в жилу пришлась эта теперь уже историческая цитата от государственного лица. А после введения против России  санкций из-за присоединения к ней Крыма полковник скажет капризной примадонне Коринн «Поедешь в тур. В Сыктывкар. В Улан-Удэ. Всё, как ты мечтала». 

А вот и примадонна Коринн — Лидия Вележева. Первому появлению на сцене своей героине актриса добавила одну лишь фразу: «И снова — здравствуйте», на которую зал бурно отреагировал, а  фразу стали повторять другие персонажи. 

— Много было нештатных ситуаций, но мы их обращали только на пользу спектакля, — вспоминает Лидия Вележева. — Помню, должна быть моя сцена, а на сцене остались лежать цветы — их забыли от предыдущей сцены, он не должен лежать в моей сцене. Мы за кулисами с режиссером быстро соображаем что делать, что делать? И нас осенило — Басков! На  спектакль как раз пришёл Коля Басков! Я выхожу, поднимаю цветы и пою  «Щарманку» из его репертуара. Без объявления, во французской оперетке, но зал все понял и поддержал меня. На поклонах Коля вынес на сцену огромный букет. 

Такие штрихи, детали с учётом чувства меры и вкуса только добавляют спектаклю красок, энергии, дыхания времени, но….Импровизация — штука коварная, с ней надо уметь обращаться. И учится обращаться. Когда Виктор Добронравов только ввелся на роль учителя музыки, ему, как выпускнику театрального института, тоже хотелось шутить и быть смешным. Но мать-начальница на первых же репетициях сказала ему: «Витюша, у  тебя есть свои репризы, шутки, но не забывай, что всё-таки ты ведешь сюжет».

Молодой артист сделал выводы и довольно быстро стал достойным партнером королевы комедии и импровизации. Их дуэт временами напоминал дуэль, допускавшую как незапланированные шутки, так и активную работу с залом. Виктор Добронравов вспомнил как в третьем акте минут десять показывал интермедию без слов — как его герой попал в монастырь.

— Как я мучился, как преодолевал все препятствия и т.д. Зритель свое отхохотал, и тут Маша решила добить меня: «Я не поняла, можно сначала?» — «А вы, госпожа начальница, не боитесь, что метро закроется?», — спросил я тогда. Ведь спектакль длинный, и время приближалось к одиннадцати. Зал просто рухнул, а мы — вместе с ним. Потом взяли себя в руки и пошли дальше.

Фото Валерия Мясникова

Самое интересное, что экземпляра пьесы с бесчисленными изменениями, где зафиксирован счет импровизационных побед и поражений, в репертуарной конторе театра попросту нет. И если в легенде Вахтанговского — в «Принцессе Турандот» — импровизации масок заложены в комедии Карло Гоцци и в самой постановке Евгения Вахтангова как прием, и интермедии проходили строжайший отбор, то в «Мадмуазель Нитуш»… Есть и неудачи, и промахи. Владимир Иванов признаёт, что импровизации в «Нитуш» часто не имеют берегов, оборачиваясь головной болью режиссера.

— У жанра комедия-буфф, как у медали, две стороны. Он действительно допускает элементы импровизации, и первое время артисты, надо сказать, осторожно обращались с рисунком своих ролей, — объясняет Владимир Иванов. — Но когда у актера появляется свобода, тогда вступает в силу игровая стихия. 

Игра в игру? Игра в игре? Умеет ли её вести новое поколение артистов, в основном теоретически и по рассказам старших товарищей знакомое с импровизационным  способом существования на примере — «Принцессы Турандот», или других вахтанговских шедевров. Ведь их ещё в театральной школе учили, что Вахтангов говорил: «Актёр непременно должен быть импровизатором. В этом и есть его талант». Да, импровизация — это минное поле, по которому без умения нельзя ходить — подорвешься. 

— Когда я однажды, стоя за кулисами, услышал со сцены от какого то гвардейца : «Таганка, все ночи полные огня», мне захотелось крикнуть: «Вон из театра!»В этом случае между понятиями «импровизация» и актерский «беспредел» хочется поставить знак равенства. А всем, кажется, что и они  могут, как Аронова, Симонов, Олешко, Гришаева. 

Сколько же студентов и молодых артистов прошли через эту весёлую оперетку — одни стали известными, блистают теперь в кино, другие пропали с горизонта в неизвестном направлении. Да, в «Нитуш» можно ввести кого угодно, и на какую угодно роль — что правда, то правда. Как и правда то, что нельзя заменить в спектакле только Марию Аронову с ее смешными заячьими зубами, корпулентной фигурой и шпагатом, которым она венчает первый акт. Вот так легко, распевная куплеты берет и садится. 

А Владимир Симонов давно выработал свод своих правил и уверен, что во-первых, на сцене импровизация происходит по щелчку, а не как домашняя заготовочка, во-вторых, импровизируя важно не перебрать в своих экспериментах на сцене и нужно оставаться в канве режиссёрского рисунка. «Главное тут соблюдать «золотой коридорчик» между тем, что есть и твоим. Это состояние, когда без вина ты пьян, и от одной ситуации пьянеешь и играешь на сцене буквально во все».

Ну и напоследок: 31 декабря 2024 года, в день рождения «Мадемуазель Нитуш» на сцену выйдут — Мария Аронова, Виктор Добронравов, Полина Рафеева, Анна Антонова, Карен Овеян, Валерий Ушаков, Вера Новикова и, конечно же, 20 никому неизвестных студентов, для которых «Нитуш» , как показала ее история, может стать счастливым стартапом.

Источник

Оставить комментарий