Главная / Culture / В Третьяковской галерее исследовали «Магию акварели»: «Роза» Врубеля, пейзажи Бенуа

В Третьяковской галерее исследовали «Магию акварели»: «Роза» Врубеля, пейзажи Бенуа

Карл и Александр Брюлловы, Альберт и Александр Бенуа… Кажется, что выставка «Магия акварели» оказалась щедрой на семейные и художественные сближения, обратила внимание на слегка подзабытые имена. Взглянуть на историю русского искусства под таким нежным углом зрения помогла избранная кураторами тема — акварель во всех ее формах и проявлениях.

Своеобразной точкой отсчета стала эпоха Екатерины II. Атмосфера дворцов, «царской» природы, императорского двора — пейзажи, первые портретные пробы акварельными красками и даже чертежи.

Почти всех авторов, представленных в первом зале, объединяет некоторый «английский след» в биографии. Этому есть рациональное объяснение. Акварель стала популярна в Российской империи при Екатерине II, приехав с Британских островов. Этот необычный материал в своих работах применяли граверы и архитекторы, те, кто учился за границей, а также иностранцы, приглашенные императрицей для оформления дворцов. Российские художники XVIII века, по словам кураторов выставки, унаследовали английскую школу акварели. Краски наносили «по-мокрому», общий тон превалировал над другими цветами.

Интересен камерный, небольшой портрет отца Гавриила Скородумова — один из первых в России, выполненных в этой технике. Искусствовед Мария Кривенко рассказывает:

ГАВРИИЛ СКОРОДУМОВ (1754-1792) Портрет И.И. Скородумова. 1790-е.

— Это очень редкий пример портрета в акварели. В эпоху Екатерины II эта техника только начинала набирать популярность среди художников. Во времена романтизма она стала очень модной. И только тогда в России да и за рубежом появились огромные акварельные портреты. А сам автор, Гаврила Скородумов, — это буквально первый русский художник, который снискал славу в Европе.

Отсюда плавно перемещаемся в XIX век — век расцвета акварели и «размывания» привычных границ краски. Два интересных «светских» портретиста — Петр Соколов и Александр Брюллов. Старший Брюллов поехал в Италию вместе со своим братом Карлом и, будучи архитектором, делал обмеры на раскопках Помпеи. Говорят, что перед этим он долго не мог долго уехать из Неаполя, потому что постоянно появлялись заказы на акварельные портреты. Александру Брюллову позировали даже представители королевской фамилии. Петр Соколов зарекомендовал себя как первый профессиональный акварелист в России. Он работал на заказ исключительно этой краской.

И Соколов, и Брюллов-старший, по словам кураторов, невероятно тонко чувствуют фактуру бумаги, а в своих портретах добиваются эффекта «светящихся изнутри» глаз — такого искреннего и живого взгляда можно добиться только с помощью акварели. Миниатюрные работы аристократы заказывали любимым в подарок: для таких портретов работал принцип «чем нежнее, тем лучше».

«Египетские» пейзажи братьев Маковских.

Кураторы выставки говорят, что в акварели их интересует не столько поступательная эволюция, сколько разнообразие ее проявлений. Для показа выбирают шедевры из графических фондов Третьяковской галереи — например, эскизы Александра Иванова, портреты Василия Сурикова и работы Валентина Серова. 

Экспозиция разделена по хронологии и по темам. Широка география этюдов и пленэров: заграница представлена не только Италией, но и историческими зарисовками Испании. Недалеко от них — яркий и будто побледневший от яркого солнца Египет — картины кисти братьев Маковских. Гостьей из другой эпохи смотрится акварельная Москва, которую изображают Лентулов и Кандинский. Необычно видеть двух авторов напротив друг друга. Такая разная и такая «авторская» — она вся состоит из острых для нежной акварели углов и ярких, почти что витражных красок. 

А художники из объединения «Мир искусства» предстают тонкими наблюдателями природы. Акварель помогает им передавать игру тени и света через цвета — так делает Константин Сомов. 

Валентин Серов (1865-1911) У моря. Ифигения в Тавриде. 1893.

Ирина Шуманова рассказывает:

— Мирискусники не так много работали в акварели, они в основном предпочитали гуашь. Но, например, Александр Бенуа был акварелистом «по рождению». Его брат Альберт входил в «Объединение русских акварелистов». И мы представляем Бенуа очень необычно, не через его знаменитые «Версальские циклы», которые, кстати, отчасти гуашевые. Мы показываем его как акварелиста, работавшего с натурой.

К слову, о работе с натурой: акварельную «Розу в стакане» Врубеля, которую разместили на афише, считают символом модерна и одной из самых знаменитых работ художника.

Ирина Шуманова рассказывает:

— Роза уже тронута тлением. Серединка цветет, а лепестки опадают. Надежда Забелова-Врубель была певицей. Ей дарили огромное количество букетов. Представьте, каким «ковром» цветы стояли в их квартире! И живые, и постепенно замирающие бутоны Врубель рисовал часто. На большой афише при входе на выставку врублевская роза увеличена, и мы боялись, что при таком изменении пропорций она не будет смотреться. Но акварельная форма врубелевских работ настолько полна потенциала, что выдержала монументальное увеличение.

Источник

Оставить комментарий