Главная / Culture / Звезда «Великолепного века» стала королевой бензоколонки

Звезда «Великолепного века» стала королевой бензоколонки

Турецкая актриса Бинур Кая в фильме «Айше». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Все они современные и разбивают любые клише о представительницах арабского мира. Для этого достаточно посмотреть на то, как они одеты, и какое кино снимают. Многие актрисы предстали в новом для себя качестве.

За художественную достижения жюри отметило дебютную турецкую картину «Айше». Так зовут главную героиню. Ей 47 лет. Она работает на заправочной станции, заботится о 38-летнем брате Ривдане с  синдромом  Дауна. Целыми днями он сидит у телевизора и  все время ест. 

Айша – замотанная и непривлекательная женщина, но и у нее находится поклонник. Знаки внимания королеве бензоколонки оказывает  осуществляющий перевозки  грузов в Болгарию дальнобойщик.  Он дарит  ей подарки, предлагает руку и сердце, но как семейное счастье совместить с заботой о Ривдане. В какой-то момент Айше не выдерживает и  оставляет открытой дверь, чтобы брат ушел из дома в никуда и  освободил ее бремени забот. Ривдан уйдет. Айша  опомнится и  отправится на его поиски, ведь она  не способна предать.  

Главную роль сыграла звезда турецкого кино Биннур Кая, известная у нас по сериалам «Зимородок» и «Великолепный век».  Она снималась  в фильме «Ты, я, Ленин» Туфана Тастана, где на черноморский берег волны выбрасывают скульптуру Ленина, которую установят в центре города для привлечения туристов и пригласят делегацию из России в честь такого важного события. 

Режиссер Несми Сансак окончил киношколу в Лос-Анджелесе, снял там несколько короткометражек и организовал фестиваль турецких фильмов, который проводил в США на протяжении пяти лет.  А потом вернулся в Турцию, организовал там собственную кинокомпанию и снял историю о своем племяннике Ривдане, сыгравшем самого себя. 

Черно-белая «Радиа» Хаоулы Ассибаб Беномар тоже названа по имени главной героини, но совсем из другой среды, о представительнице мидл класса. Это попытка понять, какая же она современная женщина Марокко. Она — свободная, совсем не закрепощенная женщина Востока, с татуировкой на спине. Фильму с претензией на арт-стиль навредила псевдоизысканность. Дальше красивых состояний дело не пошло.  

Кадр из фильма «Встретимся с варварами» предоставлен пресс-службой фестиваля

Жюли Дельпи самоутверждаться не надо. Она — успешная франко-американская актриса, снимавшаяся у Кшиштофа Кесьлевского, Агнешки Холланд, Леоса Каракса, Джима Джармуша, Ричарда Линклейтера, сыгравшая в конце 90-х Сонечку Мармеладову в американской версии «Преступления и наказания» Джозефа Сарджента, Констанцию в «Трех мушкетерах» Стивена Херека опять же в 90-е. Дельпи давно и с переменным успехом занимается режиссурой, сняла больше десятка картин. В основном конкурсе Каирского кинофестиваля участвовала ее комедия «Встретимся с варварами».

Жители небольшого французского городка в Бретани мало разбираются в политических реалиях. Им все равно, кого принимать у себя, украинцев или сирийцев, поскольку это представители некоего далекого третьего мира, проблемы которых мало кого тут интересуют. 

Местные власти готовятся к приезду украинских беженцев ради получения правительственных субсидий. Мэр городка дает интервью телевидению, вывешивает портрет Владимира Зеленского, поднимает украинский флаг. Все готово к встрече, но вместо украинцев неожиданно приезжает сирийская семья. Портрет Зеленского убирают. А дальше начинается череда нелепых конфликтов. Местные жители, среди которых попадаются и расисты, ведут себя так, что возникает вопрос, а кто тут собственно варвары.

Сирийские мигранты быстро обустраиваются на новом месте, приводят в порядок заброшенный дом, благо глава семьи – архитектор. Его отец Хасан, не зная французского языка, ассимилируется в чужой среде быстрее других. Да и местные старики оказываются самыми доброжелательными. Младшая дочь Хасана, а она врач, оказывает медицинскую помощь местной жительнице (ее забавно сыграла Индия Хэйр), которая рожает на пляже. Новорожденную назовут в честь спасительницы, и воцарится всеобщее братство. 

Фильм построен на комических ситуациях и смешных диалогах. Дельпи замахнулась на сатиру в адрес своей страны и сыграла одну из ключевых ролей. Ее героиня – прогрессивная дама, делающая все, чтобы помочь мигрантам. Параллельно в соцсетях у нее завязывается роман с арабским мужчиной. Вместе они отправятся на помощь тем, кто вынужден ютиться  в палаточных городках за пределами благополучной Франции.

Актеры верно уловили интонацию и комично сыграли обитателей провинциального городка, на фоне которых сирийцы выглядят аристократами духа на радость каирской публике. 

Один из недавних фестивалей в Каире пришлось отменить из-за нестабильной ситуации в мире, и теперь в программу включили несколько документальных картин о волне событий, охвативших арабский мир, начиная с 2018 года.

Кадр из фильма «Дневники из Ливана» предоставлен пресс-службой фестиваля

Документальные «Дневники из Ливана» сняла Мириам Эдь Хачж в копродукции Ливана, Катара и Саудовской Аравии. Они охватывают события в ее родной стране с 2018 по 2021 годы – политический кризис, последующие реформы, народные волнения, историю любви на фоне революции. Среди политических фигур – женщины разных поколений, ставшие властительницами дум. Одна из них – популярный в молодежной среде журналист. Она выходит на бурлящие улицы, увлекая за собой массы. Зная, что ее снимает камера, девушка начинает на нее работать,  сводя на нет  усилия режиссера правдиво задокументировать происходящее. 

Кадр из фильма «Ноктюрны» предоставлен пресс-службой фестиваля

В программе спецпоказов участвовала необычная по замыслу документальная картина «Ноктюрны» (Индия-США), снятая двумя режиссерами и преподавателями из Дели. Анирбан Дутта и Анупама Сринивасан на протяжении полутора часов вместе с молодыми учеными наблюдают ли за жизнью бабочек в Восточных Гималаях. Каждую ночь исследователи устанавливают световой экран, на который слетаются сотни мотыльков. Картина получила спецприз за владение профессией на американском фестивале «Сандэнс». Осенью ее показали на «Послании к Человеку» в Санкт-Петербурге. И цены бы ей не было, если бы не однообразие происходящего на экране. Куда-то эта история должна была вывести, уйти  за рамки наблюдения за бабочками, но она так и осталась на уровне однообразного созерцания. 

Источник

Оставить комментарий